Каждый из нас, участвуя в гражданском обороте, имеет не только права, но и несет определенный круг обязанностей. Ибо без обязанностей не бывает права, равно как и наоборот.
И всегда возникновение у кого то права порождает возникновение у другого субъекта обязанности, связанной с беспрепятственным осуществлением права.
Осуществляя свою профессиональную деятельность мы также становимся участниками гражданского оборота и, соответственно, приобретаем соответствующие права и возлагаем на себя определенный круг обязанностей, порождаемый приобретенными правами.
Соответственно приобретая права и обязанности мы берем на себя риски, связанные с добросовестностью исполнения обязанности нашими контрагентами, а также оценки ими исполнения нами обязательств перед ними.
Эта категория является профессиональными рисками.
Поскольку мы осуществляем деятельность с целью заработать деньги, но в то же время несем при этом и нематериальные обязанности, то к профессиональным рискам относится 2 большие видовые группы: материальные и нематериальные.
Материальные риски – это профессиональный риск всегда связанный с неоплатой нашего труда в той мере в которой мы расчитываем получить.
Он бывает связан как с добросовестностью нашего доверителя, так и с его оценкой постфактум нашего труда. Это риск неполучения гонорара успеха; риск получения требования возвратить отработанный, по нашему мнению, гонорар; риск оспаривания сделки (договора на оказание юридических услуг) и т.д.
Стоит учитывать, что размер риска всегда прямо пропорционален той свободе действий, которые мы предоставляем своему доверителю по исполнению им своих обязанностей.
Риск неисполнения обязательств контрагентом всегда легко купировать. В выступлении будут показаны и рассказаны самые простые способы для этого.
Риск же более сложных действий контрагента, связанный с его оценкой исполнения нами своих обязательств, предполагает достаточно большую вариативность мер доверителя, направленных на неуплату гонорара или его возврат.
Поэтому и круг мер, которые предпринимаются для снижения риска гораздо шире и сложнее. Об этих мерах стоит поговорить более подробно и обстоятельно на предстоящей конференции.
Вторая категория профессиональных рисков – нематериальные.
Она более болезненна для адвокатов, поскольку их деятельность регламентирована КПЭА, а также всех иных категорий коллег чья деятельность регламентируется подобными нормативными актами.
Это обусловлено тем, что подобные нормативные акты предусматривают применение дисциплинарной ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей по оказанию юридических услуг.
Для коллег, чья деятельность не регламентирована подобными правилами, остается риск привлечения к ответственности по общим для всех основаниям.
Это риски, связанные как с репутационными потерями, так и риски, связанные с несением ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Нематериальные риски могут быть не менее болезненные, чем материальные. И их минимизация, защита от возможности наступления неблагоприятных последствий достигается как на стадии определения условий сотрудничества с доверителем, так и во время такого сотрудничества путем совершения тех или иных действий.
О том какие это риски, как и что делать для предупреждения возникновения неблагоприятных последствий пойдет речь в моем выступлении.
Уважаемый Алексей Вячеславович, тема взаимоотношений с доверителями неисчерпаема, но не теряет своей актуальности не только для начинающих профессиональную карьеру коллег, но и для уже давно практикующих в сфере юриспруденции. Жду Ваше выступление и до встречи на конференции!
Уважаемый Иван Николаевич, эта тема всегда актуальна. К сожалению многие упускают это из вида и вынуждены терпеть лишения.
Уважаемый Алексей Вячеславович, предотвращение конфликтов с клиентами — всегда важно, и их лучше избегать, чем потом урегулировать!
Уважаемый Алексей Вячеславович, Ваша тема — это то, с чего следует начинать постигать профессию адвоката, самый первый и очень важный навык.
Уважаемый Максим Сергеевич, ну так не даром сначала сдается экзамен на знание ФЗ и КПЭА
Уважаемый Алексей Вячеславович, начиная деятельность в сфере оказания юридических услуг, стоит задуматься о последствиях.
• Первый вопрос для начинающего юриста: готов (хочу) заниматься юриспруденции.
• Первый вопрос (и единственный) для умудренного юриста: готов (хочу) заниматься именно «этим делом».
Приходит на консультацию предприниматель с проблемой в сфере госзакупок. И кажется дело интересное, и готов взяться за него, и гонорар соответствует ценовой политики. Но отказываешься от дела. В словах предпринимателя проскальзывают признаки «риска», нет, не для обратившегося, а для адвоката. Подлог, фальсификация, подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний… И во всем этом, предприниматель, считает, что адвокат должен участвовать!
Уважаемый Игорь Иванович, я бы сказал шире. Часто бывает, что вольно или невольно понимаешь, что идеальным было бы еще и отсидеть за доверителя.
Уважаемый Алексей Вячеславович, и не говорите! И в дело войди, и жалобу напиши, и бесплатной веди дело, и еще отсиди... :D
Уважаемый Алексей Вячеславович, с весьма большим вниманием выслушаю Ваше выступление.
Вопросы ответственности адвокатов и юристов с каждым годом становятся всё насущней:
в 2022 году осуждены адвокаты по "делу Аэрофлота";
и в том же 2022 году оправдан адвокат по "делу корпорации по ОВД";
буквально пять дней назад Экономколлегия приняла определение по делу "о некачественном консультировании".
Предупреждён, значит, вооружён!
Так что ждём от Вас ценных практических советов, как заранее защищиться.
Уважаемый Михаил Михайлович, в нашем регионе также имеется некая практика как негативная, так и положительная.
Уважаемый Алексей Вячеславович, вижу ещё три риска, хотя, могу ошибаться:
↓ Читать полностью ↓
— риск, связанные с обязательными платежами, такими, как налоговые и платежи в фонды (вот один из последних примеров на сайте, но было много публикаций с этим связанных);
— экономические риски (связаны с инфляцией, повышением платежей за услуги банков, ЖКХ, по оплате расходных материалов, меня, это коснулось года три назад так, что мог встать на грань банкротства, а банкротство адвоката — это очень болезненно, хотя тут ещё «семейная экономика» сыграла роль, но, опять же, это был риск экономического характера, и в экономике всё взаимосвязанно);
— риски организационного характера (часто связаны с экономическими, когда, например, для кабинета требуют отдельный оборудованный офис).
По последним рискам понимаю, что о них не принято говорить, но сам прошёл ещё будучи молодым адвокатом через «внутреннюю войну», когда менялось руководство межрегиональной коллегии, возникло два руководства, две печати, захваты зданий и активов - понимаю, что это болезненные вещи. Из последних нашумевших примеров ситуация в Башкирии (аренда, заявления адвокатов на своё «начальство» в правоохранительные органы, ну, известные дела...). Не так давно в нашей коллегии ушло в свободное плавание целое подразделение из нескольких адвокатов — образовали свою коллегию. И я и коллеги были рады, я так вообще сказал «в добрый путь!». Но на собрании выяснился «провал» в наших финансовых платах, смета была не выполнена, сумма дефицита небольшая, но неприятная. С этим был связан ещё один случай, когда клиенты оплачивали отделившимся адвокатам по ранее заключенным соглашениям. Сперва бухгалтерия встала в тупик, т.к. было неясно как начислять НДФЛ, на ушедших адвокатов, раз мы перестали быть налоговыми агентами, но разобрались и просто вернули платёж клиентам.
Есть ещё кое-что на примете, хотя сомневаюсь ещё больше, но напишу:
- В последнее время в нашем регионе что-то много коллег подпали под уголовную ответственность. Вряд ли это профессиональный риск, скорее, безграмотность и идиотизм коллег, но репутация была подпорчена у многих, кто даже с этим не связан. Не так давно читал доклад юрисконсультам по линии управления юстиции и как раз стали задавать вопросы типа «что же вы адвокаты такие-сякие».
— Несколько раз видел как коллеги попадали прям в «мясорубку» т.к. лезли в дела, где завязаны «большие люди и деньги». Один коллега, когда ему предложили влезть в такое дело так вообще сказал, чтоб его жизнь застраховали на солидную сумму. Там были основания опасаться за свою жизнь.
Уважаемый Владислав Александрович,
Там были основания опасаться за свою жизнь.В 2002 году предлагали поучаствовать в одном уголовном деле. ФИО называть не буду, очень известные там фигуранты были. Связался с московскими адвокатами, ну мне и сообщили о том, что ихний адвокат пропал при странных обстоятельствах. Воистину: где нефть там кровь… Отказался, хотя давали очень даже хорошие деньги.
Уважаемый Сергей Николаевич, в те же времена выступал на собрании акционеров как представитель группы акционеров. Потом давние знакомые рассказали, что видео с этого собрания крутили одной из местных группировок, которая маскировалась под охранный сервис, и меня обозначили как первую и важную цель. На вопрос: «И когда?» был ответ, что «Мы же тебя знаем, пояснили, что ты не при делах».
Вообще, много такого было, если вспомнить. Бывал даже обратный эффект, при звонке по вопросу переговоров о заключении коммерческого договора, узнав, что звонят из Тамбова, бросали трубку.
Уважаемый Владислав Александрович, добавлю еще риск того, что доверитель попадет в процедуру банкротства. Практика по оспариванию платежей в пользу адвокатов/адвокатских образований формируется неоднозначная.
Уважаемый Александр Алексеевич, кстати, видели обзор ФПА от конца 2023 года (кажется от декабря) по вопросу как раз юробслуживания и банкротства? Там этот вопрос очень хорошо был поднят!
Уважаемый Владислав Александрович, именно он и навел на мысль о данном виде риска — особенно ситуация с адвокатом из Чечни
Уважаемый Александр Алексеевич, и это тоже один из рисков, на который будет обращено внимание. Поскольку вы, уважаемый Александр Алексеевич, более погружены в тему банкротства, предлагаю либо совместно подготовить эту часть либо вы ее сделаете отдельно.
Т.к. в своем выступлении я собираюсь ее коснуться, но не глубоко, т.к. формат не позволит глубоко исследовать каждый аспект отдельно.
Уважаемый Владислав Александрович, первый упомянутый вами вообще не риск. Это обязанность, установленная законом и о размере платежа, сроках выплаты, реквизитах выплаты известно заранее. И что самое главное известно что оно обязательно будет.
Второй и третий — это не правовой риск адвоката\юриста прямо вытекающий из его деятельности.
Уважаемый Алексей Вячеславович, кстати, сегодня посмотрел февральский номер адвокатской газеты, там опубликовано две статьи по рискам адвоката.
Уважаемый Алексей Вячеславович, тема актуальная.
По не оплате труда хочется сказать, что нельзя начинать участие в деле без оплаты — оплата вперёд!
Нет денег — нет участия в деле!
Поддерживаю, что есть и другие риски, особенно для адвокатов.
Уверен, что многие вопросы относительно этой темы Вы знаете лучше нас и поделитесь с нами своими практическими наработками.
Жду Вашего выступления и личной встречи.(handshake)